Возлюбленные о Господе честное пресвитерство, во Христе диаконство, боголюбивые иноки и инокини, благочестивые миряне! В сей святой и всерадостный день с отеческой любовью поздравляю всех вас с великим и светлым праздником Рождества Христова и Новолетием!
Ныне, как и древле, в Вифлееме Иудейском от Пречистой Девы рождается Богомладенец Христос: «..и родила Она Сына Своего первенца и спеленала Его и положила Его в яслях, потому что не было им места в гостинице» (Лк.2:7). Ныне радостью и веселием объято сердце человеческое: в земной мир, по любви к нам, приходит Сам Господь и мы вместе с ангелами воспеваем хвалу: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!» (Лк.2:14)
Он приходит, чтобы возродить и обновить нас, чтобы вновь наполнить нас радостью, смыслом и Божественной любовью: «Бог ваш … придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь…» (Ис. 35, 4–6).
Он приходит к нам ради нас: «…дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.4:15).
Но как часто мы можем видеть попытки забыть об этой Божественной Любви, отделить веру от человеческого сообщества. Даже в эти спасительные дни мы можем видеть желание исключить напоминание о Боге, забыть о Христе. Это проявляется и в попытке заменить название праздника просто каким-то «рождеством» или «зимними праздниками». Но что это за событие; что за рождество без Христа Спасителя. Что за понятие «наша эра» без летоисчисления от Рождества Христова- забывая, что наша эра — это время спасения.
Почему так происходит? Ответ, данный Господом, прост: «… ибо идет князь мира, и во Мне не имеет ничего» (Ин.14:30). Напоминание о Христе по слову апостола Павла для одних радость; для других обличение: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1 Кор.1-18). Разве вера мешает человеку? Нет! вера возвышает человека, делает его совершеннее. Но для мира, погрязшего в паутине лукавства, вера становится обличением: «…потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Ефес. 6:12). Так называемое «цивилизованное общество» для оправдания своего беззакония, а, возможно, просто из-за понимания «духовного безумия» вырабатывает для себя «двойные стандарты». Как много мы можем умиляться котенку- но совершенно не ценить жизнь человека; говорить о любви -но как часто это всего лишь проявление эгоизма вместо заповеданной нам Спасителем истины: «..возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душою твоею, и всею крепостью твоей, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.(Лк. 10:27)».
И такая двойственность не только «там на Западе», но и у нас. Мы сегодня много говорим о традиционных ценностях- но как-то выборочно. Разве говорим мы об абортах? Сколько невинных младенцев убито в материнской утробе, которая должна их защищать?! Сегодня особенно хочется указать на это! Христос был гоним с колыбели еще Иродом, который опасался за свою власть и для этого не побоялся убить младенцев: «… и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Мф. 2:16-18).
Сегодня особенное внимание необходимо уделить сохранению семьи как в узком, так и в широком смысле: в узком- отец и мать семейства вместе с детьми; в широком — это не только родственники, но и близкие нам люди.
Если говорить о семье в узком смысле, то сложился пагубный стереотип, в котором абсолютно отсутствует понятие ответственности. Как часто приходится слышать обоснования разрушения семьи «не сошлись характером». А что это значит? Это значить что никто и не пытался относиться друг к другу с любовью и ответственностью не желая жить в гармонии: «Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это — доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем» (Еккл. 9:9). А в результате страдают дети, которые воспитываются в неполной семье и которые не видят другой любви кроме материнской, хотя часто и с этим бывает беда. Смогут ли они создать полноценную семью? Был ли у них достойный пример?
Ведь подобное происходит и широком понимании семьи. Как часто мы собираемся всей семьей? Порой, проживая в относительной близости друг от друга, семья встречается разве что на похоронах: «Не покидай друга твоего и друга отца твоего, и в дом брата твоего не ходи в день несчастья твоего: лучше сосед вблизи, нежели брат вдали» (Притч. 27:10).
Можно придумать себе много оправданий, но беда в том, что пропала потребность в семье, которая является одним из проявлений любви и эту потребность заменяет индивидуализм, который смело можно охарактеризовать как эгоизм: «А когда кто-то о своих и особенно о домашних не печется, тот веры отрекся: он хуже, чем неверный» (1 Тим. 5: 8).
Где потребность связи с родителями и регулярное общение с ними? «Умный сын радует отца, глупый же мать свою презирает.» (Притч. 15:20). Почему дееспособные самостоятельные пожилые люди, у которых имеются дети, вынуждены находиться в домах престарелых? Недопустимо оставлять и не заботится о своих родителях, что нарушает заповедь Господа: «Почитай отца твоего и мать твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы долго тебе жить и быть счастливым на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.» (Втор. 5:16).
Сегодня мы много говорим о патриотизме. Но разве возможна любовь к Отечеству без любви к отчему дому и даже к отеческим гробам?! Нет! Именно воспитание ребенка в семье, дошкольных и школьных учреждениях, ВУЗах формирует его человеком думающем и заботящимся более чем о себе самом. Поэтому семья, в большинстве случаев, является и первопричиной большинства как подвигов, так и злодеяний. Сегодня клиническая психология ищет причину большинство проблем человека именно в детстве и в семье. Но хочу обратить внимание на то, что Священное Писание, являющееся богооткровенной истинной, с древности указывает на важность семьи: «Наводящий беду на семью свой получит в удел ветер, и глупый будет рабом мудрого сердцем. (Притч. 11:29).
Мое послание призвано напомнить всем нам о важном: умножить усилия для совершенствования: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека.» (Еккл. 12:13).
Поэтому прошу уделить немного своего внимания одиноким людям, находящимся в социальных учреждениях и живущих с нами по соседству. Детям, родители которых, по разным причинам не могут порадовать детей в эти праздничные дни. Детям, которые находятся в интернатных учреждениях. Поделитесь с ними частицей своей радости и своего сердца. Для этого не обязательно иметь определенное материальное состояние. Просто надо открыть свое сердце: «Человек милосердый благотворит душе своей, а жестокосердый разрушает плоть свою» (Притч. 11:17)
И да пребывает с каждым из нас благодать, милость и мир от Рожденного в Вифлееме Владыки и Господа нашего Иисуса Христа!
Мелетий, епископ Рославльский и Десногорский
г. Рославль
2023 г.
(170)
