Наверное, немногие знают, что с августа 1941 года по сентябрь 1943 в городе Рославле на месте 720 военного завода действовал концентрационный лагерь Дулаг-130. Лагерь считался пересыльным. Сюда доставляли группы военнопленных, сформированные на сборных пунктах в разных районах боевых действий Западного фронта. В дальнейшем оккупанты планировали отправлять здоровую рабочую силу на работы в Германию и на другие оккупированные территории. Но выжить в лагерных условиях было не под силу даже здоровым, не говоря уже о раненых.
Узники находились в невыносимых условиях. Бывшие казармы были полуземляночного типа, с земляными полами, расположенными ниже уровня земли. Надземные и подземные воды часто заливали эти бараки, и полы в них представляли собой грязное месиво, в котором ноги вязли по щиколотки. Никаких нар, досок или соломы не было, и пленные вынуждены были ложиться прямо в грязь. Зимой пол представлял собой ледяную поверхность, покрытую навеянным и нанесенным ногами снегом. Ни один из бараков не отапливался. Костры разводить запрещалось. В осенние месяцы все пленные без исключения были до нитки мокрые. Просушиться было негде. Ветер пронизывал до костей. В зимние месяцы ежедневно умирало от 400 до 600 человек. Трупы складывали в штабеля и на «огненных колесницах» вывозили на Вознесенское кладбище. Часто в этих штабелях двигались руки, ноги, открывались глаза. Умиравших людей хоронили вместе с мертвыми. Это была массовая страшная и мучительная смерть невинных жертв фашистского режима. Сто тридцать тысяч советских военнопленных умученных и расстрелянных фашистскими палачами навсегда остались на Рославльской земле.
27 октября, накануне поминальной Димитриевской родительской субботы настоятель Вознесенской церкви протоиерей Иаков Кушнир посетил место бывшего концлагеря Дулаг – 130. Здесь вместе с работниками 720 завода была отслужена заупокойная панихида «обо всех воинах, на этом месте умученных и в страшных муках скончавшихся». С руководителем предприятия Валерием Александровичем был обсужден вопрос об установке на территории завода памятного знака, — поминального креста всем жертвам фашистского режима.
После заупокойной молитвы была освящена территория завода и производственные цеха. Руководителю предприятия и всему рабочему персоналу протоиерей Иаков пожелал успехов в работе, развития и расширения производства, бодрости духа и помощи Божией.
(145)








